Выбрать страницу

Практически в каждом классе найдется пара-тройка детишек, которые прилежно учатся сутки напролет, упрямо избегая всяческих детских забав и развлечений. Закадычные друзья, беззаботное веселье, легкость и свобода общения – это не про них. Что ж собою представляет понятие «синдром отличника»? Какие проблемы в будущем синдром отличника может спровоцировать? Каковы причины возникновения этого явления у детей? Существуют ли методы борьбы с синдромом отличника?


Конечно, большая любовь к наукам, всегда хорошие отметки и примерное поведение – это прекрасно (скорее для спокойствия родителей, а не для самого ребенка). Однако часто такие дети подвержены «синдрому отличника», который большинство вечно занятых мам и пап принимают как  дар свыше, а не как повод задуматься и принимать меры.

Итак, что собой представляет понятие «синдром отличника»?

Ребенок, подверженный этому синдрому стараются быть лучшим всегда и во всем, он не признает своих ошибок и старается соответствовать той высокой планке, которую возложили на него родители. Родители такого ребенка ставят перед ними чересчур жесткие требования и ожидают от него слишком многого.
Обычно такие дети страдают «перфекционизмом» и даже небольшая ошибка может вызвать у них огромное разочарование в себе и сильнейшее нервное расстройство. Они не умеют принимать взвешенных рациональных решений и отделять важные вещи от второстепенных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Проблемы развития современной школы

Главные признаки синдрома отличника у ребенка

1. Чувствительность к даже незначительной критике в свой адрес.

2. Проявляет недовольство собой, когда хвалят других детей, а не его.

3. Ребенок не желает общаться со сверстниками, предпочитая, словно червь, зарыться в учебники и тетрадки.

4. Болезненное восприятие неудач и, как следствие, замкнутость, депрессия и апатия.

5. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Похвалили – чувствует радость, воодушевление, а сделали замечание – остается лишь злость, обида и раздражение.

6. Нуждается в постоянных похвалах, иначе может даже расстроиться и впасть в уныние.

7. Ради получения высокой оценки готов пойти на любую хитрость, даже на обман.

8. Единственной целью в учебе для такого ребенка является всеобщее восхищение его отличными оценками и безупречностью во всем.

Если вы заметили у своего чада хотя бы некоторые из вышеперечисленных признаков, не теряйте время зря, иначе это может привести к серьезным проблемам в будущем.

Отличник на любое «Зачем?» отвечает «Надо!».
Двоечник на любое «Надо!» отвечает «Зачем?».

Трудности, который может вызвать синдром отличника

синдром отличника1. Неумение отличать главное от второстепенного. Такие дети стремятся сделать абсолютно все «правильно», тратя много энергии при этом на выполнение ненужных либо менее важных задач, упражнений. Они не задумываются над тем, зачем вообще учатся. Их интересует лишь «правильность» их учебы и поведения.
2. Нерешительность, боязнь брать на себя ответственность. Детей с синдромом отличника отличает огромный страх ошибиться, сделать что-либо «неправильно». Они никогда не пойдут на риск или какую-нибудь авантюру, если не будут уверены на 100% в его успешном конечном результате. Они не умеют справляться с неудачами, а это значительно сужает их возможности достичь больших высот в будущем.
3. Неумение общаться с ровесниками, что может быть вызвано их завышенными требованиями к окружающим, постоянной нехваткой времени на развлечения либо чересчур высокой самооценкой. В будущем эти проблемы только усугубляются.
4. Неудовлетворенность собой и своей жизнью. Их не устраивает буквально все: семья, работа, окружение, соседи, жилищные условия и т.д. (список можно продолжать до бесконечности). Неудачи их парализуют, а это уже чревато появлением глубокой депрессии.
Но чтобы избежать таких проблем, необходимо для начала детальнее разобраться, что же способствует появлению данного явления у детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как бороться с детскими страхами?

Основные причины возникновения синдрома отличника

Синдром отличника может быть как природным, так и приобретенным. Но усиливается он обычно как раз в то время, когда ребенок только начинает учиться.
kompleks_otlichnika1. Комплекс неполноценности. Дети с заниженной самооценкой считают, что прилежная учеба сможет восполнить этот ущерб.
2. Врожденная потребность в одобрении. Такие дети чрезмерно любят похвалы и не успокоятся, пока их не услышат. Родителям желательно пораньше выявить эту «потребность» и стараться хвалить только тогда, когда ребенок действительно ее заслужил, но и не забывать обращать его внимание (аккуратно, без резких слов) на какие-то недочеты в работе.
3. Желание угодить родителям (заслужить их любовь). Подумайте, как часто вы говорите ребенку: «Вот когда ты учишься хорошо, я тебя люблю, а когда плохо – не люблю»? И говорите ли вообще ему подобные вещи, тем самым неосознанно взращивая в ребенке комплекс неполноценности, который он «потянет» за собой во взрослую жизнь.
4. Боязнь перед наказанием. Чувство ответственности, собранность, застенчивость, нерешительность мешают таким детям полностью раскрыться и продемонстрировать свой скрытый потенциал (который есть, без сомнения, у каждого).

Итак, мы тут много говорили о комплексе отличника, расписывали его причины и последствия и вам наверняка теперь не терпится узнать, какие существуют способы борьбы с синдромом отличника. Угадала?

Способы борьбы с синдромом отличника

sindrom_otlichnikom1. Прежде всего, родители должны сами понимать, что плохая оценка – это не трагедия вселенского масштаба, а всего лишь субъективное мнение учителя. Не стоит придавать им большого значения, чтобы дети, в свою очередь, относились к ним также спокойно. Иначе, стремясь быть отличником, ребенок будет находиться в постоянном напряжении, его будет преследовать боязнь разочаровать своих близких, не оправдать их ожидания. Главное, дайте понять своему чаду, что какая бы оценка ни была, получение знаний – основная цель для развития.
2. Не требуйте от ребенка невозможного. Ведь дети не обязаны реализовывать ваши несбывшиеся мечты. Лучше сосредоточьте внимание на тех вещах, которые ему удаются лучше других и развивайте эти способности.
3. Не нужно без умолку твердить своему чаду о его «особенности». Часто они приносят скорее вред, чем пользу.
4. Скажите ребенку, что вы его любите просто за то, что он есть и на силу вашей любви его оценки никак не повлияют. Дайте ему понять, что ему не придется выбиваться из сил, чтобы угодить вам.
5. Не загружайте ребенка учебой. Пускай больше проводит времени со сверстниками, гуляет на свежем воздухе, посещает различные развлекательные заведения.
6. Если вы видите старания вашего ребенка, не забывайте время от времени его поддерживать и подбадривать похвалами. Ведь главное, это желание научиться, а не конечный результат.

Понравилась статья? Спешите поделиться с друзьями! 🙂